Топ-19 достопримечательностей Фонтанки 1. Летний сад Первый и до сих пор главный сад в Петербурге. Его не раз перестраивали, так что многое из задуманного изначально или построено в XVIII веке, уже давно уничтожено и забыто. Например, акведук (на его месте — Пантелеймоновский мост) , первые фонтаны (их уничтожила Екатерина Вторая, ненавидевшая эти сооружения всей душой) , Поперечный канал и другие водоемы (их прорыли при Петре, когда предполагалось, что иных дорог, кроме водных, в городе не будет) . Главная жемчужина сада — его скульптуры — осталась на месте. Некоторые стали заказывать еще при Петре Первом, большинство из которых было создано в XVII — XVIII веках. Кроме того, в саду же находится знаменитая невская решетка, ставшая визитной карточкой Петербурга еще в царскую эпоху. Ее построили в конце XVIII века при участии тульских и уральских мастеров. Первые отливали чугун, вторые — делали огромные мраморные чаши. 2. Летний дворец Очень скромный — других тогда не строили — двухэтажный дворец в Летнем саду, где Петр Первый жил с мая по октябрь в течение двенадцати лет, с 1712 по 1725 годы. Во времена Петра от Фонтанки до входа во дворец прорыли небольшой канал, так что царская резиденция находилась на полуострове. Император любил, когда гости прибывали к нему на лодках. Кстати, об этом дворце и его строителе написал хорошую петербургскую песню бард Александр Городницкий. 3. Инженерный замок Единственный в истории российской архитектуры случай, когда дворец частного лица назван в честь святого — Архангела Михаила, покровителя Дома Романовых. Легенда гласит, что на месте, где ныне находится замок, к стоявшему в карауле солдату явился Святой Михаил и повелел строить здесь царский дом. Именно этим фактом Павел I объяснял причины столь поспешного строительства новой царской резиденции. Но успел он прожить здесь недолго: вселился в начале 1801 года, а 1 марта пал жертвой заговора, после чего на двадцать лет здание пришло в запустение: украшения и стены успели покрыться пылью, никто из царственных особ здание не посещал. Кстати, считается, что в замке до сих пор живет призрак убиенного императора: ходит и пугает всех. — ул. Садовая, 2 4. Памятник Чижику-пыжику Осенью 1994 года года набережная реки Фонтанки обогатилась на ещё одну достопримечательность, которая стала негласным символом Петербурга. Автором скульптуры выступил грузинский режиссёр, сценарист и скульптор Резо Габриадзе совместно с архитектором Славой Бухаевым. Возникновение именно такого памятника и именно в этом месте не совсем случайно: недалеко от места расположения памятника, в доме 6, с 1835 по 1918 год располагалось Императорское училище правоведения, студенты коего носили мундиры зелёного цвета с жёлтыми петлицами и обшлагами. Как гласит легенда, за расцветку этого мундира, напоминавшую оперение чижа, и за традиционные пыжиковые шапки студентов училища горожане называли «чижиками-пыжиками». И именно о них сочинили известную песенку, начинающуюся со строк «Чижик-пыжик, где ты был». Памятник со временем оброс поверьями и традициями, самой известной из которых является загадывание желания. Вы кидаете монетку и если она остаётся на постаменте, на котором стоит Чижик-Пыжик, желание непременно сбудется. — река Фонтанка, у Михайловского замка рядом с 1-м Инженерным мостом, напротив дома № 12/1 5. Цирк Чинизелли В 1875 году итальянский артист цирка и директор собственной труппы Гаэтано Чинизелли получил разрешение на постройку постоянного каменного цирка в Инженерном сквере, что находится перед южным фасадом Михайловского замка у Симеоновского моста. Большой Санкт-Петербургский Государственный цирк стал первым в истории России каменным стационарным цирком, роскошь и разумная планировка которого могли соперничать с лучшими европейскими заведениями подобного рода. Построен он был по проекту зодчего Василия Кенеля, который использовал при его проектировке самые передовые технические разработки. Наряду с чудесами инженерной мысли цирк поражал внутренним убранством, где доминировало использование бархата, золота и всевозможных зеркал. — наб. реки Фонтанки, 3А 6. Музей Анны Ахматовой в Фонтанном доме Музей был открыт к столетию со Дня рождения Ахматовой в 1989 году. Поэтесса жила тут в дворовом флигеле с 1924 по 1952 год. Тогда в здании располагался Институт Арктики и Антарктики, потому все гости Ахматовой должны были получить пропуска. Даже чтобы просто зайти чаю попить. У самой поэтессы был специальный пропуск, в графе «должность» которого было указано «жилец». Именно тут писательница пережила самые страшные годы сталинских репрессий: тогда были арестованы ее сын Лев и третий муж Николай Пунин. Первый в итоге выжил и стал одним из идеологов возрождения Руси. Второй погиб в 1953 году. Пальто Пунина Ахматова так и оставила висеть у входной двери после того, как мужа забрали. Пунин не вернулся, а оно до сих пор на том же самом месте. — наб. реки Фонтанки, 34 7. Аничков мост Один из самых популярных мостов Петербурга. Знаменитые кони, отлитые Клодтом, стали символом города, постоянно тиражируемым на открытках, в книгах и фильмах. Клодта по праву считают главным скульптором-анималистом в истории российского искусства. Зверушки на памятнике Крылову были тщательно «списаны» с реальных (даже львы и козы) . С конями — та же история. Всадник, пытающийся их окучить, оказался куда более схематичным, чем лошади с жилистыми ногами. Сами скульптуры Клодт неоднократно тиражировал для монарших дворов Европы по просьбе Николая Первого. 8. Аничков дворец Когда-то Аничков дворец должен был украсить въезд в Петербург, граница которого в середине XVIII века проходила по Фонтанке. Его начали строить в 1741 году по указу Елизаветы Петровны, которая подарила его своему фавориту Алексею Разумовскому. После его смерти дворец отошел к его брату Кириллу Разумовскому, а затем Екатерина Вторая выкупила дворец, чтобы передать в качестве подарка уже своему фавориту Григорию Потемкину. В качестве подарка Аничков дворец использовал и Николай Первый, отдавший его сыну, будущему Александру Второму. А после революции этот дворец подарили детям: в 1937 году тут открыли Дворец Пионеров, который существует до сих пор. — Невский пр. 39А 9. Дворец Белосельских-Белозерских Известное всем творение архитектора Штакеншнейдера (автора дворцов для детей Николая Первого, в том числе и Мариинского) . Первоначальный заказчик дворца, Эспер Белосельский-Белозерский, не дожил даже до начала строительства первого этажа. Теперь тут находится Музей становления демократии в современной России, носящий имя первого мэра города Анатолия Собчака, а также одна из первых в Петербурге выставок восковых фигур. Кроме того, тут нередко проводятся и концерты (в 2013-м, накануне «перехода в другое состояние», выступала группа «Аквариум») . — Невский проспект, 41 (перекресток с Фонтанкой) 10. Дом Толстого Никакого отношения ко Льву Николаевичу — и другим писателям со знаменитой фамилией — этот дом не имеет отношения. Автор «Войны и мира» умер за год до окончания строительства здания в 1911 году. Спроектировал его знаменитый архитектор Лидваль для генерал-майора Петра Толстого. Главная достопримечательность здания — тройные арки. Проходящую через них дорогу неофициально называют «Улица Зодчего Лидваля». Само здание стало визитной карточкой того района, а внутри сооружения обосновалось сразу несколько знаменитых ресторанов из квартала на Рубинштейна. — между Фонтанкой и улицей Рубинштейна 11. Юсуповский дворец и Юсуповский сад Впервые здесь появился сад еще в 1730-е годы, когда князья Юсуповы построили тут усадьбу. Первым архитектором ее был Доменико Трезини. Потом, в 1780-е, эти места перестроили, разбили английский парк с прудом и беседками. В 1860-е Александр Второй повелел открыть парк — который уже давно перешел от Юсуповых к Министерству Путей Сообщения — для всеобщего посещения. Но на зиму его все равно закрывали, пока туда не пустили городской Яхт-клуб, который развернул в саду активную деятельность. Тогда там стали заниматься фигурным катанием, а в начале XX века здесь проходили всероссийские и даже международные соревнования, тут же тренировались и росли первые олимпийские чемпионы из России. 12. Музей-усадьба Державина Это филиал пушкинского музея: имя Державина, который «нас заметил и, в гроб сходя, благословил», навсегда связано с именем великого поэта. Сам особняк был построен в 1780 — 1790 годы. С 1811 года тут собирались на «Беседы любителей русского слова», а потом здание перестроили под нужды Римско-католической духовной коллегии. Восстановили и превратили в музей особняк уже в начале 2000-х годов, заодно и благоустроив знаменитый Польский сад. — наб. реки Фонтанки, 118 13. Большой драматический театр им. Г. А. Товстоногова: БДТ Большой драматический театр открылся 15 февраля 1919 года трагедией Шиллера «Дон Карлос». Председателем Директории назначили поэта Александра Блока, ставшего художественным руководителем театра, а главным идеологом стал Максим Горький, который должен был отвечать за соответствие политики театра с политикой государства, Открытие нового театра стало значимым событием в жизни города не только по причине того, что в Петербурге появилась новая культурная площадка, но и потому что театр стал символом революции и тех особых настроений, которые царили в обществе. Так как в те годы советская драматургия ещё только начала формироваться, на сцене ставили трагедии Шекспира, Гюго, Шиллера, а также пьесы отечественных авторов: Мережковского и Брюсова. Многое менялось в истории театра за время его существования, однако коренной перелом произошёл в 1956 году, когда в театр приходит Георгий Товстоногов — заслуженный педагог и театральный режиссёр. В первый день, представ перед труппой и уже наслушавшись слухов о том, что в театре принято встречать режиссёров в штыки, Товстоногов сказал: «Я несъедобен! Запомните это: несъедобен! ». Вымолвив эти слова, новый режиссёр уволил более 30 актёров и приступил к созданию нового театра, который начался со спектакля «Эзоп», за ним последовал гениальный «Идиот» с Иннокентием Смоктуновским в роли князя Мышкина. В театре были задействованы артисты Сергей Юрский, Кирилл Лавров, Олег Борисов, Олег Басилашвили, Зинаида Шарко, Наталья Тенякова. В 1983 году туда пришла Алиса Фрейндлих. Именно при Товстоногове в театре сформировалась труппа, которая стала одним из самых лучших явлений мирового театра. Так, литературный и театральный критик Старосельская говорила: «Труппа Большого драматического не могла соперничать с лучшими европейскими коллективами, потому что была на протяжении нескольких десятилетий величайшей труппой в мире». В настоящее время художественным руководителем театра является Андрей Могучий. Под его руководством ставят пьесы А. Н. Островского, Л. Н. Толстого, Н. В. Гоголя. На Малой сцене идут спектакли «Старик и море», «Кто боится Вирджинии Вульф», «Лето одного года». — наб. реки Фонтанки, 65 14. Египетский мост Нынешний Египетский мост со столбами в псевдоклассическом стиле был открыт в 1956 году. От старого моста остались только сфинксы работы скульптора Соколова. До 1956 года тут полвека находилась деревянная переправа, которую установили после обрушения первоначального Египетского моста. Тот был облегченной копией цепного Пантелеймоновского моста. Его построили фон Треттер и Христианович в 1826 году. 20 января (2 февраля) 1905 года по мосту проходил эскадрон гвардейской кавалерии и несколько возниц. Переправа рухнула. Одной из причин обрушения было названо то, что солдаты шли по мосту строем и в ногу. На самом деле, они все были верхом и мост упал из-за несовершенства конструкции. — Адмиралтейский район, между Покровским и Безымянным островами 15. Двор-кольцо Неизвестно, кто построил основной корпус, который сам по себе полукруглый и выходит на Семеновскую площадь. Зато доподлинно известно, что в 1822 году архитектор Шарлемань сделал к этому зданию причудливую круглую пристройку с двором. Теперь «двор-кольцо» входит в число самых известных «колодцев» Петербурга и является абсолютным must-have’ом для тех, кому мало Эрмитажа и Невского. А что до здания, то (за исключением формы) это обычный дом, построенный в стиле классицизм. — наб. реки Фонтанки, 92 16. Шереметевский Дворец. Музей Музыки. Фонтанный дом Во дверце графов Шереметевых, где некогда проходили балы, сейчас находится Музей музыки. Экспозиция дворца позволяет посетителям обогатить свою эрудицию в нескольких направлениях: история рода Шереметевых и дворянский быт XVIII–XX вв; открытые фонды уникальной коллекции музыкальных инструментов; выставка частных коллекций. Музыкальная коллекция музея насчитывает более трех тысяч инструментов. В её состав входят шедевры, созданные знаменитыми западноевропейскими и русскими мастерами XVI–XX веков. Так, здесь можно увидеть скрипку, принадлежавшую композитору Глинке, коллекцию флейт Александра I, виолончель Николая II, квартет корнетов, принадлежавших Александру III, скрипку работы итальянского мастера Страдивари. Музей работает с четверга по понедельник с 11:00 до 19:00, в среду — с 13:00 до 21:00. Выходные дни — вторник и последняя среда месяца. — наб. реки Фонтанки, 34 17. Лениздат Уникальное в своём роде советское здание, ворвавшиеся в гармоничную линию построек старого Петербурга. Современная постройка универсального издательства Лениздат было возведено в 1964 году. На его базе выпускалась массово-политическая литература, а также журналы и газеты. Сейчас нам покажется диким, что именно такой дом мог возникнуть по соседству с роскошными домами старого Петербурга, однако архитекторы Хрущёв и Неймарк озаботились проблемой не только построить современный комплекс, но и вписать его в историческую застройку, которая частично складывалась при участии самого Карла Росси. Была ли достигнута задача? На тот момент казалось, что здание не лишено архитектурной грандиозности и сделано в соответствии с лучшими традициями зодчества 60-х годов, однако со временем фасады посерели, штукатурка местами отвалилась, и постройка стала выглядеть чужеродно и неопрятно. В настоящее время здесь располагается издательский дом «Ленинград» и офисы, которые сдаются в аренду. — наб. реки Фонтанки, 59 18. Дом-утюг. Доходный дом Кудрявцевой Необычный по своей форме дом расположен на пересечении улицы Садовой и набережной реки Фонтанки. Строили его в 1911 – 1912 годах по проекту знаменитого архитектора Василия Шауба. Зодчий решил создать новое здание в стиле неоклассицизма и в этом же стиле предполагалось декорирование фасадов, однако по причине жёсткой экономии, которую заказчик дома возвёл в главный принцип, коим необходимо было руководствоваться при работе, Шубину пришлось нарушить целостность композиции и прибегнуть к максимально упрощённому оформлению фасада. Из-за своего угловатого расположения в народе здание прозвали «дом-утюг». Впрочем, некоторым он напоминает нос гигантского корабля, который рвётся к водам Фонтанки, чтобы пуститься вплавь по Балтийскому морю. наб. реки Фонтанки, 199 19. Музей Фаберже В музее представлена крупнейшая в мире коллекция произведений фирмы Карла Фаберже, обладающая огромной ценностью. Среди ювелирных украшений и драгоценных артефактов невозможно пропустить основу собрания музея — девять знаменитых императорских пасхальных яиц. Однако не только яйцами Фаберже можно восторгаться, но и самим музеем, который располагается в Шуваловском дворце на набережной реки Фонтанки — одном из красивейших дворцов Санкт-Петербурга, некогда принадлежавшем знаменитым дворянским фамилиям — Воронцовым, Нарышкиным, Шуваловым. Дворец несет в себе колоссальную ценность. Стены его уникальны и интересны для посетителей, как и коллекция произведений декоративно-прикладного искусства, созданная русскими мастерами во второй половине XIX – начале XX века. Музей работает каждый день, за исключением пятницы, с 10:00 до 21:00. Шуваловский дворец